Гараж для народа: подешевеет или подорожает

Цена на «народные гаражи» пока завышена
— 7.06.12 12:18 —
ТЕКСТ:
Юлия Погорелова
ФОТО: ИТАР-ТАСС
Власти Москвы заявили о том, что «народные гаражи» должны продаваться «по рыночным ценам». Однако вопрос: дороже это или дешевле, чем сейчас? – оказался не таким простым.
В настоящий момент стоимость машиноместа в таком гараже составляет 350 тыс. рублей. По заявлению ГУП «Дирекция гаражного строительства», попытка удержать цены на льготном уровне уже привела к необходимости финансовых вливаний за счет бюджета Москвы в размере 8 млрд рублей. При этом сейчас в Москве порядка 1,38 млн парковочных мест, тогда как официально зарегистрировано 4,2 млн автомобилей.
«Газета.Ru» опросила экспертов, что они думают о проекте «народный гараж», который стартовал в 2009 году. Интересно, что мнения участников опроса разделились – некоторые поддержали инициативу властей, признав фиксированную цену в 350 тыс. рублей ценой ниже себестоимости строительства, другие заявили, что продавать по цене рынка – значит снизить цены на невостребованные сейчас гаражи.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
>
Собственно сама инициатива строительства span>«народных гаражей» замечательная и её можно только приветствовать. Хорошо известно, что в Москве катастрофически не хватает гаражей, стоянок, парковок, при постоянном растущем числе автомобилей в городе. Однако, как это обычно бывает,
реализация проекта с самого начала пошла не так и столкнулась с многочисленными трудностями и проблемами.
Возникли проблемы с выделением земельных участков, как потому, что часть их оказалась уже занята или обещана другим инвесторам, так и потому, что некоторые из них просто не подошли для такого строительства.
Затем возникла проблема с выбором подрядчиков: часть из них не имела достаточного опыта, другие заломили за свои услуги несусветную цену. Но главный удар власти города получили от того, кому собственно эти гаражи и предназначались, – от жителей столицы. Начались массовые протесты, потому что жители многих районов не хотели появления у себя «народных гаражей», так как они нарушают экологию, портят вид из окна, будут доступны только для толстосумов и проч. (нужное подчеркнуть). В результате всего этого программа фактически с самого начала стала буксовать и к сегодняшнему дню её результаты не вполне соответствуют ранее озвученным планам.
Что касается нынешнего решения о продаже гаражей по рыночным ценам, то оно, по крайней мере, честное, потому что отражает и тот факт, что стоимость строительства одного машиноместа выше прежней продажной цены, и позволяет учитывать и тип гаража, и его месторасположение, и дополнительные услуги, которые будут предоставляться в этом гараже.
Увеличение числа гаражей, к великому сожалению, не привело к снижению цен. У нас, как известно, цены имеют обыкновение только расти, а снижаются крайне редко.
Так произошло и с «народными гаражами». Причём, если цены в гаражных комплексах экономкласса вначале были более-менее приемлемыми и места покупались быстро, впоследствии выяснилось, что делалось это для их перепродажи.
Теоретически, новый порядок реализации «народных гаражей» может оживить и куплю-продажу их, потому что цены станут более соответствующими рынку, и строительство новых гаражей, потому что город (строители) будет получать больше денег за реализацию уже построенных гаражей и сможет вновь вкладывать их в строительство. Но
было бы замечательно, если бы к этой программе добавились услуги банков, кредитующих покупку гаражей, как на первичном, так и на вторичном рынке.
Тогда покупатели бы активизировались, и процесс строительства и заселения «народных гаражей» пошёл бы гораздо живее.
Сергей Жарков, заместитель руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU»
>
Программа народных гаражей была непродуманной с самого начала. В большой степени из-за конечной стоимости каждого машиноместа. Цена в 350 тыс. рублей не соответствует качеству таких гаражей, поэтому спроса на них практически нет. p>
Автолюбителям легче частным образом договориться с охранником такого гаража и ставить машину на ночь за 100 рублей, чем покупать машиноместо по цене еще одной машины.
Поэтому еще большее повышение цен на машиноместа, чтобы увеличить рентабельность проектов, – мягко говоря, не совсем логичное решение.
Более интересно предложение властей выделять примерно 15% площадей паркингов для коммерческих нужд.
Тем более, что сейчас спрос на небольшие коммерческие площади гораздо больше предложения. Это позволило бы инвестору предлагать машиноместа в аренду по доступным для потребителей ценам, одновременно получая более высокие доходы от сдачи коммерческих площадей.
Дмитрий Таганов, руководитель аналитического центра корпорации «ИНКОМ»
>
Москве катастрофически не хватает парковок – и это факт. Поэтому хороши любые действия правительства, равно как и коммерческих структур, которые помогут решить эту проблему.p>
Пока профессиональные игроки рынка коммерческой недвижимости не слишком стремились входить в подобные проекты: прибыль, полученная с продаж машиномест, не покрывала расходы, связанные с обременениями и арендой участка. Однако
в случае повышения цен интерес со стороны инвесторов вырастет, а значит, подобные проекты будут реализовываться с большей охотой и в кратчайшие сроки.
Повысить качество «народных гаражей» сможет здоровая конкуренция с паркингами, входящими в состав ЖК. С другой стороны, удорожание парковок может привести к падению спроса со стороны покупателей.
Если до этого люди не всегда готовы были платить по 350 тыс. рублей за машиноместо, то что уж говорить, когда его цена вырастет до 500-750 тыс. рублей.
Это почти то же самое, что купить новый автомобиль!
Мария Литинецкая, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки»
>
С точки зрения решения дефицита парковочных мест в Москве идея с span>«народными гаражами» выглядела актуальной и необходимой. Однако изначально цена в 350 тыс. рублей была экономически недостижима. По имеющейся у нас информации,
себестоимость строительства наземного паркинга оценивается на уровне 450-500 тыс. рублей за машиноместо. В этом свете нынешние заявления о переходе на рыночную стоимость выглядят закономерно.
В Москве и Подмосковье сейчас спрос на машиноместа довольно ограниченный. У людей, приобретающих жилье в новостройке в нижнем и среднем ценовом сегменте, элементарно не хватает средств на гараж. Рыночная цена места в новостройках в подземном паркинге начинается от 1 млн. рублей, в наземном поменьше – от 650 тыс. рублей. Но это тоже ощутимая сумма, и количество сделок по ним небольшое. В результате, на протяжении последних двух лет цена на машиноместо в новостройках эконом и бизнес-класса снижалась.
Продажи «народных гаражей» даже по льготной цене не были активными. С увеличением их стоимости можно предположить, что количество сделок по ним сократится еще больше.
Сергей Хорошков, генеральный директор МИЦ – Девелопмент (ГК «МИЦ»)
>
В целом инициатива правильная, поскольку проблема нехватки машиномест в столице стоит довольно остро. Тем не менее, span>«народные гаражи» большим спросом не пользуются, в связи с рядом причин.
Во-первых, неудачное местоположение: «народные гаражи» размещены на отдаленных территориях района (неудобно для людей, которые пользуются автомобилем каждый день).
Во-вторых,
цену в 350 тыс. руб. покупатели считают достаточно высокой за место для машины в проветриваемой этажерке.
В-третьих, вдобавок к существенной стоимости, автовладельцы оплачивают ежемесячные эксплуатационные расходы. Учитывая, все вышеуказанные недостатки «народного гаража» и его восприятие покупателями, решение о повышении цен кажется необоснованным.
Для сравнения, на рынке Москвы есть примеры жилых комплексов эконом и комфорт-класса, где места в наземном паркинге (этажерка) предлагаются от 300 тыс. руб. (начало 2012 г.), малое место (для мотоциклов) можно было приобрести за 180 тыс. руб. В мкр. «Царицыно» машиноместа в подземном паркинге стоят от 420 тыс. рублей. Стоимость стандартных машиномест в жилых комплексах бизнес-класса находится в диапазоне от 1 до 2 млн. руб.
Александр Пыпин, директор Аналитического Центра ГдеЭтотДом.РУ
>
Продавать span>«народные гаражи» по рыночной, а не фиксированной цене – разумное и логичное решение, так как далеко не всегда фиксированная цена соответствует реальному соотношению спроса и предложения в конкретном районе города. Во многих случаях из-за того, что
«народные гаражи» расположены в удалении от жилых домов, на территории промышленных зон, их рыночная цена ниже, чем 350 тыс. рублей.
Фиксированная цена приводила к тому, что многие «народные гаражи» пустовали и не пользовались спросом, особенно на востоке и юго-востоке столицы, где уровень доходов населения ниже, чем в других районах. Снижение цен на места в некоторых «народных гаражах» может быть существенным, так как
подавляющая часть населения не готова платить за место хранения автомобиля цену, сопоставимую с ценой самого автомобиля.
Причем за такое место, до которого еще нужно каждый день по 10-15 минут идти пешком. В итоге иногда даже те, кто приобрели место в «народном гараже», ставят машину во дворах, а пользуются им только на время отпуска или зимой.
Неудобство пользования «народными гаражами» отпугивает и высокодоходную часть населения – они предпочитают покупать или арендовать дорогостоящие места в ближайших подземных или наземных «коммерческих» парковках или на охраняемых стоянках. При этом
«народный гараж» не конкурирует с традиционными гаражными кооперативами, так как гаражом в классическом понимании не является.
Традиционные гаражи – это отдельный бокс с отдельным въездом, местами для хранения хозяйственных вещей, часто «ямой» для ремонта автомобиля, электроснабжением. Традиционный гараж можно использовать как мастерскую, сарай, склад, мойку. «Народный гараж» – это, на самом деле, просто место для стоянки, не более того.
Логично было бы, с точки зрения максимальной загрузки парковочных мест, не продавать площади в «народных гаражах», а сдавать их в аренду или организовать повременную оплату, однако это сильно увеличивает срок окупаемости, что, видимо, не устраивает власти.

Сколько будут стоить гаражи в Москве в рыночных условиях?

bes_opasnosti
|
15:38, среда, 13.06.2012

Наши народные гаражи такие народные! Платить 350 тысяч за такой гараж не буду - никогда не плачу вымогателям. Действительно, проще договориться со сторожем за 3 тысячи в месяц.

chjuge_lyn
|
11:10, суббота, 09.06.2012

Стоянки должны быть у дома. Эти гаражи вообще абсурд. Уж снизьте цену, может хоть кто позарится на эти этажерки. Мне и бесплатно не нужно.

dlevshets
|
14:45, пятница, 08.06.2012

8 млрд, о которых идет речь, были выделены осенью прошлого года на достройку уже начатых проектов. Дешеветь эти коробки не будут. Спрос на них стремится к нулю. И уж если и задумываться о машиноместе, то дешевле будет его снимать за 3 тысячи рублей, чем после покупки платить ежемесячные платежи по 1-2 тыс.руб. эксплуатирующей организации за свет, охрану и тп. Смешная цифра эксперта о себестоимости в 450-500 тысяч на самом деле завышена в два раза, и земля под строительство выделяется бесплатно. К тому же и качество такое, что я бы туда кошку свою жить не пустил :)

cearense
|
10:39, пятница, 08.06.2012

"Это почти то же самое, что купить новый автомобиль!"
Страшно далеки такие "эксперты" от народа! Если для него 750 тыщ - это ПОЧТИ то же, что покупка нового автомобиля - о каком компетентном мнении по теме вообще может идти речь?

a_saboteur
|
08:48, пятница, 08.06.2012

Заголовок статьи доставляет. :-)
В нынешней России дешевеет разве что человеческая жизнь, всё остальное может только дорожать.
А "власти Москвы" о рыночных ценах имеют довольно туманное представление. Часть из них живёт в параллельном мире (и экономику знает по советским учебникам политэкономии), а часть - просто воры и жулики, которым вообще всё пофиг, кроме своего кармана.

Проблемы развития российских городов беспокоят не только отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, но и Организацию

Цены на квартиры в Новой Москве: прогнозы аналитиков и участников рынка

Защитники Цаговского леса заявили, что чоповцы избили нескольких активистов