Если в Западной Европе стоимость гаража обычно составляет 30-40 % от стоимости машины, в Москве к 2006 году ситуация сложилась противоположная: в столице гаражи, случается, стоят дороже машин, для которых они были построены.
В России подземные паркинги в жилых домах появились сравнительно недавно, но уже завоевали популярность. «Во всех комплексах повышенной комфортности соотношение количества квартир и мест в подземных гаражах близко к 1:1», – говорит заместитель директора Управления новостроек по продажам и инвестициям компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Оксана Каарма.
Особенности гаражного строительства
Застройщики практически во всех домах повышенной комфортности заказывают проект с подземным паркингом, если это позволяет территория застройки и геодезические параметры. Паркинг – дорогое удовольствие, но он позволяет сделать жилье более ликвидным и освобождает территорию для прогулочных зон и детских площадок.
Паркинг – дорогое удовольствие, но он позволяет сделать жилье более ликвидным
По словам Оксаны Каарма, покупка машино-места оправдана: его стоимость повышается в прямой зависимости от повышения цены на квартиру.
Как подчеркивает заместитель директора Управления новостроек по продажам и инвестициям компании «МИЭЛЬ-Недвижимость», невыгодно строить подземный паркинг только в доме, рассчитанном на малое количество жильцов, особенно если строительство ведется в спальном районе: риск возведения подземного паркинга в периферийных районах оправдан лишь в том случае, когда речь идет о строительстве дома бизнес-класса.
Паркинг в элитном доме имеет ряд особенностей и достоинств, начиная от высокого технического оснащения и заканчивая высотой потолков. Высота потолка на стоянке должна быть не менее 290 см – многие жильцы предпочитают большие машины, которые не всегда могут проехать в низкие ворота. В элитных домах шаг между несущими колоннами увеличен, для того чтобы у клиента была возможность поставить машину на свое место, не опасаясь зацепить колонну или близстоящие автомобили. Неотъемлемой чертой элитного гаража является автоматизированный пункт охраны с круглосуточным дежурством, видеонаблюдение. Обязательное условие – наличие лифта, ведущего прямо в подземный паркинг. В отдельных гаражах класса люкс предусмотрены даже сауны и комнаты отдыха.
По мнению Оксаны Каарма, один из наиболее удачных объектов комплексной застройки в Москве – район бизнес-класса «Гранд-Паркъ». Сейчас «Гранд-Паркъ» является сформированным жилым комплексом. Проектом предусмотрено 3290 машино-мест в подземных гаражах и 420 – на гостевых стоянках.
$ 100 тысяч за машино-место
По сведениям, предоставленным директором агентства элитной недвижимости HERMITAGE realty Екатериной Гетманской, стоимость одного машино-места в элитном жилом комплексе «Венский Дом на Плющихе» – $ 100 000, в «Триумф-Палас» (район Сокол) – $ 60 000, на Остоженке – $ 80 000–100 000, в других районах – $ 30 000–60 000.
Цены на элитные гаражи зависят от уровня: чем ниже подземный этаж, тем дешевле обойдется покупка
Цены на элитные гаражи зависят от уровня: чем ниже подземный этаж, тем дешевле обойдется покупка. В настоящее время в бизнес-центре на Остоженке, например, машино-места продаются на втором подземном этаже по цене $ 44 000, а на четвертом – $ 40 000. Сдвоенные «семейные» места «на минус втором этаже» стоят $ 78 000, «на минус четвертом» – $ 70 000.
Рынок гаражей и автостоянок принято подразделять на первичный и вторичный. За период 2005–2006 года этот сегмент рынка характеризовался непрерывным ростом цен.
Спрос на элитные гаражи с каждым годом растет, что заставляет застройщиков при планировке будущего дома закладывать в проект строительство паркинга
При этом, если в Западной Европе стоимость гаража обычно составляет 30-40 % от стоимости машины, в Москве к 2006 году ситуация сложилась противоположная: в столице гаражи, случается, стоят дороже машин, для которых они были построены.
Гараж и квартира в комплекте
Конечно, клиенту совсем не обязательно покупать гараж в доме, где он приобрел квартиру. Но нужно учитывать, что на вторичном рынке ликвидной будет квартира с гаражом, а не наоборот – такие объекты перепродавать сложнее.
Практика сдачи гаражей в аренду в России пока не развита, да и не выгодна застройщику. Но есть возможность оставлять машину на ночь в подземном паркинге бизнес-центров. За парковку машины на территории бизнес-центра, особняка или административного здания арендодатель может попросить не менее $ 100 за машино-место в месяц.
В настоящее время рынок подземных паркингов еще далек от насыщения, спрос на элитные гаражи с каждым годом растет, что заставляет застройщиков при планировке будущего дома закладывать в проект строительство паркинга. Дополнительным стимулом для застройщиков является возможность продать машино-место не только жильцам дома, но и любому другому заинтересованному автовладельцу.
В сегменте жилья повышенной комфортности подземные автостоянки сегодня востребованы: они пользуются безусловным преимуществом перед наземными гаражами и открытыми паркингами. Поэтому при покупке дорогой квартиры у клиентов не возникает сомнений относительно необходимости приобретения машино-места в подземном паркинге, как дополнительного условия комфорта и безопасности.